COMMUNICATIVE AND FUNCTIONAL TYPOLOGY OF COMMERCIAL NAMES

Authors

  • Ольга Евгеньевна Синявская Киевский национальный лингвистический университет, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.32589/2311-0821.1.2018.135632

Keywords:

commercial names, communicative and functional aspect, illocutionary function, motivated and unmotivated names

Abstract

Introduction. The paper focuses on the analysis of commercial names in communicativefunctional aspect and development of their typology. Constant spreading of the commercial names
of goods and need for development of the new effective nominations promotes that along with
studying of such kinds of onomastics, traditional for linguistics, as anthroponym and toponym,
is updated the direction of a commercial names, which for a long time were on the periphery
of scientific research.
Purpose. The paper aims at the systematization and description of the main types of
commercial names in communicative and functional aspect. The purpose of the work provides
fulfilling the following tasks: to analyse specifics of communicative and functional approach
in the analysis of names of the commercial sphere; to allocate and describe the main types
of commercial names according to the illocutionary function which is carried out by them; to
define the most productive types of commercial names. The names of drinks and confectionery
have been chosen as the material for analysis.
Methods. The research is made grounded on the method of functional analysis, lexical
and semantic interrelations, pragmatic analysis.
Results. The main objective and specifics of the commercial name is put in his
illocutionary function, by means of which the nominator carries out the communicative intentions
put before him. By the character of this function in the speech act of assignment of the name,
it is possible to allocate motivated and unmotivated types of commercial names. The object-,
subject and addressee names belong to motivated names. Unmotivated commercial names can
be divided in symbolic and fantasy.
Conclusions. The analysis of the modern nominations gives the chance to allocate the
most productive addressee names. The orientation of modern commercial names on tastes and
preferences of the target consumer is confirmed also by the analysis of their linguistic criteria

Author Biography

Ольга Евгеньевна Синявская, Киевский национальный лингвистический университет

кандидат филологических наук, старший преподаватель

References

Бурдовская, Е. Ю. (2013). Товарный знак как социокультурный элемент рекламной коммуникации. (с. 226-230). Вестник МГУКИ. 4 (54). Москва.

Вінарева, О. В. (2005) Структурний, семантичний і прагматичний аспекти англомовних торгових назв (на матеріалі веб-сайтів мережі Інтернет) (Автореф. дис. канд. філол. наук). Київ.

Волошинов, В. Н. (1993). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологической науки о языке. Москва: Лабиринт.

Врублевская, О. В. (2006). Названия торжественных мероприятий: прагмалингвистический аспект (на материале русских и немецких номинаций). (Автореф. дис. канд. филол. наук). Волгоград.

Глухова, О. В. (2010). Ономастические и лингвокультурологические характеристики словесных товарных знаков. (Автореф. дис. канд. филол. наук). Ростов-на-Дону.

Голев, Н. Д. (1991). Мотивационные типы отономастических образований в художественной литературе и публицистике. Номинация в ономастике. (с. 51-60). Свердловск.

Горяев, С. О. (1999). Номинативные интенции субъекта ономастической номинации (на материале русских прагмонимов). (Дис. канд. филол. наук). Екатеринбург.

Грушевська, Ю. А. (2005). Власні назви в російському рекламному тексті: лінгвістичний і функціональний аспекти. (Автореф. дис. канд. філол. наук). Дніпропетровськ.

Дзюба, К. А. Способы формирования торговых марок (на материале английского, русского и французского языков). (Дис. канд. филол. наук). Тамбов.

Исакова, А. А. (2008) Эволюция прагмонимического пространства: структура, семантика, прагматика (на материале современной механонимии). (Автореф. дис. канд. филол. наук). Краснодар.

Кирпичева, О.В. (2007). Ономастикон рекламного текста. (Автореф. дис. канд. филол. наук). Волгоград.

Комолова, З. П. (1974). Семантическая мотивированность прагмонимов (на материале товарных знаков СССР и США). Проблемы семантики. (с. 333-339). Москва: Наука.

Копыленко, И. М. (2001) Социолингвистический аспект функционирования товарных знаков. Русский язык: исторические судьбы и современность (Москва, МГУ, 13-16 марта 2001). Взято с: http://www.ruslangcongress. newmail.ru/sec/socioling.htm.

Крюкова, И. В. (2011). Имена собственные в современной российской рекламе. Рекламный дискурс и рекламный текст. (с. 261-279). Москва: ФлИнта: Наука.

Крюкова, И. В. (2004). Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. (Дис. д-ра филол. наук). Волгоград.

Кубрякова, Е. С. (1986). Номинативный аспект речевой деятельности. Москва: Наука.

Кубрякова, Е. С. (1984). О номинативном компоненте речевой деятельности. Вопросы языкознания. № 4. (с. 13-22). Москва.

Кубрякова, Е. С. (1976). Производное слово как особая единица системы языка. Теория языка. Англистика. Кельтология. (с. 76-83). Москва: Наука.

Кубрякова, Е. С. (1980). Семантика производного слова. Аспекты семантических исследований. (с. 81-155). Москва: Наука.

Кубрякова, Е. С. (1979). Словообразование как особый вид речевой деятельности. Словообразование и фразообразование. (с. 48-51). Москва.

Куликова, Г. С. (2008). Русские и иноязычные коммерческие номинации (на материале городских наименований Саратова). Проблемы речевой коммуникации. Вып. 8. (с. 329-335). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.

Лагута, О. Н. (2000). Стилистика. Культура речи. Теория речевой коммуникации: Учеб. словарь терминов: Учеб. пособие. Новосибирск: НГУ.

Литовкина, А. М. (2010). Исследование семантики онимов с позиций когнитивной лингвистики. Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. № 3. (с. 33-39). Иркутск.

Мордвинова, Н. Г. (2008). Словесные товарные знаки алкогольных напитков (на материале русского, чувашского, французского, итальянского, испанского, немецкого и английского

языков) (Автореф. дис. канд. филол. наук). Чебоксары.

Муравьева, К. Ю. (2006). Символическая составляющая рекламы (проблемы теории и истории). (Дис. канд. культурологии). СПб. Взято с: http://www.dissercat.com/content/simvolicheskayasostavlyayushchaya-

reklamy-problemy-teorii-i-istorii.

Носенко, Н. В. (2007). Названия городских объектов Новосибирска: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты (Автореф. дис. канд. филол. наук). Новосибирск.

Романова, Т. П. (2002). Самарские рекламные урбанонимы. Ономастика Поволжья: тез. докладов 9-й международной конференции. (с. 127-129). Волгоград.

Романова, Т. П. (2007). Система способов словообразования рекламных собственных имен. Вестн. Самар. гос. ун-та. № 5/2 (55). (с. 204-214). Самара.

Садохова, М. В. (2011). Номенклатурные названия в современном русском языке. (Автореф. дис. канд. филол. наук). Мурманск.

Слухай, Н. В. (2010). Психосемантика нейма (на материале русскоязычных имен коммерческой сферы). Мовні та концептуальні картини світу. Вип. 29. (с. 278-284). Взято с: http://www.scribd. com/doc/31082561/ Psychosemantics-of-a-brand-name.

Стадульская, Н. А. (2003). Функционально-прагматическая направленность и лингвистический статус товарного знака (на материале английского языка). (Автореф. дис. канд. филол. наук). Пятигорск.

Сычева, Е. С. (2008). Символизация в рекламных текстах. (Дис. канд. филол. наук). Москва. Взято с: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/276799.html.

Трифонова, Е. В. (2002). Лингвистическая характеристика словесных товарных знаков и их функционирование в печатной рекламе: на материале немецкого языка. (Автореф. дис. канд. филол. наук). СПб.

Фадеева, Е. И. (2004). Теория и культурно-историческая феноменология символа. (Дис. докт. культурологии). СПб. Взято с: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-kulturno-istoricheskayafenomenologiya-simvola.

Фоменко, О. С. (2009). Прагматонимы-глобализмы: лингвистический статус и функциональная специфика. (Автореф. дис. канд. филол. наук). Волгоград.

Фролова, Н. Н. (2011). Дискурсивные функции маркировочных наименований (брендов): лингвокультурологический и лингвопрагматический аспекты (на материале русского языка). (Автореф. дис. канд. филол. наук). Краснодар.

Шведова, Н. Л. (2011). Функциональная специфика прагматонимов (на материале современной массовой литературы). (Автореф. дис. канд. филол. наук). Волгоград.

Шимкевич, Н. В. (2002). Русская коммерческая эргонимия: прагматический и лингвокультурологический аспекты. (Автореф. дис. канд. филол. наук). Екатеринбург.

Щербакова, Т. В. (2009). “Аномалии” формы и содержания в коммерческой номинации. Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение, 17(155), 32, 115-118.

Щербакова, Т. В. (2009). Искусственная номинация коммерческих предприятий (на материале тюменских наименований). (Дис. канд. филол. наук). Тюмень.

Яковлева, О. Е. (2006). Семиотические типы прагматонимов современного русского языка (на материале номинаций продуктов питания). (Дис. канд. филол. наук). Новосибирск.

Published

2018-06-27

Issue

Section

Articles