ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ

Автор(и)

  • Виктория Викторовна Хомич Мінський державний лінгвістичний університет, Білорусь

DOI:

https://doi.org/10.32589/2311-0821.1.2018.135651

Ключові слова:

текст, ассоциативное поле, ассоциативная структура, семантическое ядро, ключевое слово, ассоциация, текстообразование

Анотація

В статье рассматривается ассоциативная структура текста короткого рассказа на английском языке The Legend of the Christmas Tree L. Wheelock (“Легенда Рождественского дерева”), которая представляет собой модель текста, отражающую семантические связи между его словесно-ассоциативными полями. Приводятся также определения ассоциативного поля слова и ассоциативного поля текста; рассматривается их лексическое наполнение и структура. Ключевые слова рассматриваются как основа текстового ассоциативного поля. Представлены ассоциативные поля отдельных ключевых слов, а также текстовое ассоциативное поле всего рассказа. Материалом для построения ассоциативных полей выступают ключевые слова текста и связанные с ними на основании ассоциативно-смысловой близости лексические единицы. Описывается семантическое ядро текста, играющее ведущую роль в процессе текстообразования. Доказывается, что ни одно из ассоциативных полей не существует обособленно, все ассоциации тесно связаны и между собой внутри полей, и с основной идеей текста, тем самым создавая его ассоциативную структуру. Выявляются текстообразующие направления ассоциирования, связанные с функционированием словесно-ассоциативных полей в тексте. Подтверждается идея о том, что имеющийся в сознании говорящего лексикон должен быть готов к порождению текстов. Показывается насколько важен процесс ассоциирования при создании текста и при его восприятии, какую роль он играет в диалоге автора с читателем.

Посилання

Болотнова, Н.С. (2003). Филологический анализ текста. Ч. IV: Методы исследования. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета.

Верескун, С. А. (2012). Виды ассоциативных полей в когнитивных исследованиях. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2, 125-131.

Гальперин, И. Р. (2006). Текст как объект лингвистического исследования (изд. 4-е, стереотипное). Москва: КомКнига.

Караулов, Ю. Н. (2015). Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста. Вопросы психолингвистики. 3 (25), 14-35. Москва.

Карпенко, С. М. (2009). К вопросу о типах ассоциативных доминант в лексической структуре поэтического текста (на материале лирики Н. С. Гумилева). Вестник Томского государственного педагогического университета, 4, 112-115.

Клименко, А. П. (1974). Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение: учеб. пособ. Минск: МГПИИЯ.

Клименко, А. П. (2002). Текстообразующая направленность ассоциирования Форма, значение и функции единиц языка и речи: Материалы ІІ научной международной конференции.

-34. Минск.

Сахарный, Л. В. и Штерн, А. С. (1988). Набор ключевых слов как тип текста. Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой

деятельности. 34-51. Пермь: Пермский политехнический ун-т.

Супрун, А. Е. и Клименко, А. П. (2017). Проблемы изучения лексической структуры текста. Текст в языке, речи, культуре: сб. науч. ст. 7-15. Минск: РИВШ.

ИСТОЧНИК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Wheelock, L. The Legend of the Christmas Tree (2006) Взято с http://www.mainlesson.com/display.php?author=bailey&book=hour&story=tree

##submission.downloads##

Опубліковано

2018-06-27

Номер

Розділ

Статті