ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.32589/2311-0821.1.2018.135651Keywords:
текст, ассоциативное поле, ассоциативная структура, семантическое ядро, ключевое слово, ассоциация, текстообразованиеAbstract
В статье рассматривается ассоциативная структура текста короткого рассказа на английском языке The Legend of the Christmas Tree L. Wheelock (“Легенда Рождественского дерева”), которая представляет собой модель текста, отражающую семантические связи между его словесно-ассоциативными полями. Приводятся также определения ассоциативного поля слова и ассоциативного поля текста; рассматривается их лексическое наполнение и структура. Ключевые слова рассматриваются как основа текстового ассоциативного поля. Представлены ассоциативные поля отдельных ключевых слов, а также текстовое ассоциативное поле всего рассказа. Материалом для построения ассоциативных полей выступают ключевые слова текста и связанные с ними на основании ассоциативно-смысловой близости лексические единицы. Описывается семантическое ядро текста, играющее ведущую роль в процессе текстообразования. Доказывается, что ни одно из ассоциативных полей не существует обособленно, все ассоциации тесно связаны и между собой внутри полей, и с основной идеей текста, тем самым создавая его ассоциативную структуру. Выявляются текстообразующие направления ассоциирования, связанные с функционированием словесно-ассоциативных полей в тексте. Подтверждается идея о том, что имеющийся в сознании говорящего лексикон должен быть готов к порождению текстов. Показывается насколько важен процесс ассоциирования при создании текста и при его восприятии, какую роль он играет в диалоге автора с читателем.
References
Болотнова, Н.С. (2003). Филологический анализ текста. Ч. IV: Методы исследования. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета.
Верескун, С. А. (2012). Виды ассоциативных полей в когнитивных исследованиях. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2, 125-131.
Гальперин, И. Р. (2006). Текст как объект лингвистического исследования (изд. 4-е, стереотипное). Москва: КомКнига.
Караулов, Ю. Н. (2015). Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста. Вопросы психолингвистики. 3 (25), 14-35. Москва.
Карпенко, С. М. (2009). К вопросу о типах ассоциативных доминант в лексической структуре поэтического текста (на материале лирики Н. С. Гумилева). Вестник Томского государственного педагогического университета, 4, 112-115.
Клименко, А. П. (1974). Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение: учеб. пособ. Минск: МГПИИЯ.
Клименко, А. П. (2002). Текстообразующая направленность ассоциирования Форма, значение и функции единиц языка и речи: Материалы ІІ научной международной конференции.
-34. Минск.
Сахарный, Л. В. и Штерн, А. С. (1988). Набор ключевых слов как тип текста. Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой
деятельности. 34-51. Пермь: Пермский политехнический ун-т.
Супрун, А. Е. и Клименко, А. П. (2017). Проблемы изучения лексической структуры текста. Текст в языке, речи, культуре: сб. науч. ст. 7-15. Минск: РИВШ.
ИСТОЧНИК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Wheelock, L. The Legend of the Christmas Tree (2006) Взято с http://www.mainlesson.com/display.php?author=bailey&book=hour&story=tree
Downloads
Published
Issue
Section
License
1. Authors take full responsibility for the content of the articles as well as the fact of their publication.2. All the authors must follow the current requirements for publication of manuscripts. Plagiarism itself and its representation as the original work as well as submission to the editorial office previously published articles are unacceptable. In case of plagiarism discovery the authors of the submitted materials take all the responsibility.
3. Authors shall inform the editor of any possible conflict of interests which could be influenced by the publication of the manuscript results.
4. The editorial board has the right to refuse publication of an article in case of non-compliance with these requirements.